Норвегия оценивает потенциальные ядерные угрозы севера России

Норвегия оценивает потенциальные ядерные угрозы севера России

К ним соседнее Королевство относит все суда с ядерными энергетическими установками на борту, затопленные и затонувшие ядерные объекты в Арктических морях, а также транспортировку ОЯТ по морю, в том числе из Губы Андреева.

Возможным рискам и потенциальным угрозам северо-запада России был посвящен отдельный семинар в рамках прошедшего на прошлой неделе в норвежском Тромсе международного форума «Арктические рубежи».

За последние десятилетия Норвегия, наряду с другими странами-донорами, вложила миллионы долларов в повышение безопасности ядерных и радиационно-опасных объектов на северо-западе России.

По словам старшего советника норвежского управления по защите от радиационной угрозы Ёйвинда Сельнаэса (Øyvind Selnæs), Норвегия ожидает роста проходов судов с ядерными материалами по арктическим водам. Это связано и со строительством новых ледоколов для проводок судов по Северному Морскому Пути, так и с прогнозируемым увеличением транспортировок ОЯТ.

Губа Андреева

«Потребовалось много лет и огромные средства международной помощи, чтобы начать вывозить ОЯТ с бывшей военно-морской базы в Мурманской области – Губы Андреева. В прошлом году этот процесс начался, и он будет идти несколько лет. На это время и возрастут риски, связанные именно с морским участком транспортировки», — рассказал Сельнаэс.

Первая партия ОЯТ АПЛ вывозится из губы Андреева.
Credit: Анна Киреева

По мнению руководителя АНО «Беллона» (Мурманск) Андрея Золоткова, опасения норвежцев практически беспочвенны.

«Опасаясь значительного объема транспортировки ОЯТ из губы Андреева в Мурманск, нужно принимать во внимание тот уровень безопасности, который достигнут в настоящее время при выполнении этих операций. Транспортно-упаковочный комплект с ОЯТ – это герметичное изделие, которое отвечает всем современным требованиям безопасности и рассчитано на сохранение этих свойств в чрезвычайных обстоятельствах. Конечно, риск существует всегда, но он минимален. Во главу угла поставлена безопасность, а не перевыполнение плана», — уверен он.

Обеспокоенность норвежцев понятна – эта северная страна является крупным экспортером арктических, а потому высококачественных рыбных и морепродуктов, и любой слух об утечке радиации в Арктических водах может крайне негативно сказаться на экспорте.

«Рыба была, есть и будет нашим ценным экспортным продуктом. Ежегодно мы поставляем более 2,6 млн тонн продукции в 140 стран мира. В 2017 году экспорт рыбы и морепродуктов составил почти 100 миллиардов крон (более 700 млрд рублей). Любой слух, любой инцидент может разрушить наш рынок, поэтому для Норвегии важно, чтобы сотрудничество с Россией в области ядерной и радиационной безопасности было открытым», — рассказала Тове Слейпнес (Tove Sleipnes) – консультант норвежского Совета по морепродуктам.

Credit: Anna Kireeva

Она привела в пример ситуацию, сложившуюся несколько лет назад, когда в южных странах вспыхнула Эбола. Тогда в одном китайском СМИ прошел слух, что Эбола распространяется, когда люди едят сырую норвежскую семгу.

«Эта абсолютно фейковая новость разошлась мгновенно чуть ли не по всему миру. Нам удалось опровергнуть этот слух и предотвратить коллапс, но Норвегия была готова остановить любые поставки морепродуктов не только в Китай, но и по всей Азии», — рассказала она.

В случае любого инцидента с ядерными материалами пострадает рыбная промышленность Королевства, поэтому Норвегия прикладывает максимальные усилия для сотрудничества в этой сфере.

Затопленные объекты

В 2012 и в 2014 году были организованы две совместные экспедиции к затопленным в Арктических морях ядерным объектам.

В 2012 году экспедиция обследовала залив Степового, где захоронено порядка 2000 контейнеров с радиоактивными отходами и атомная подводная лодка К-27. Субмарина с двумя реакторами с ОЯТ была затоплена Северным Флотом Советского Союза в 1981 году после аварии с выходом радиоактивности, убившей девять моряков, в 1968 году. АПЛ пытались отремонтировать, но потом загерметизировали реакторный отсек специальным раствором и затопили.

Изучив район затопления контейнеров с различными радиоактивными отходами, также затопленными в заливе Степового, участники экспедиции не обнаружили увеличения уровня радиации с момента последней экспедиции в 1994 году.

В 2014 году экспедиция исследовала район вблизи острова Кильдин, в котором затонула К-159. Ученые взяли образцы донных отложений, биоты и воды в районе затопления лодки. Исследования ученых показали, что уровень цезия-137 в районе затопления К-159, острова Медвежий (возле которого затонула АПЛ «Комсомолец») и побережья Финнмарка были приблизительно одинаковы и низкими по значению. Тем не менее, есть опасение, что возможные гипотетические аварии могут привезти к превышению уровню радиоактивности в воде.

Интересный нюанс заключается в том, что норвежская сторона все еще не может получить от России образцы грунта, взятые во время экспедиций.

ПАТЭС

Пару лет назад Норвегия узнала о планах России по транспортировке плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» из Санкт-Петербурга в Мурманск. В случае пробного пуска реакторов в Санкт-Петербурге ПАТЭС превратилась бы в несамоходный плавучий объект с ОЯТ на борту. Сама идея транспортировки двух реакторов КЛТ-40 c облученным ядерным топливом вдоль побережья Норвегии вызвала крайне негативную реакцию норвежского МИДа.

«Благодаря нашему резкому протесту, а также давлению международного сообщества, Россия не стала транспортировать ПАТЭС с топливом на борту вдоль нашего побережья», — рассказал Ёйвинд Сельнаэс.

Представитель норвежского управления по защите от радиационной угрозы Ингер Эйкельманн отметила, что резкая реакция МИДа была вызвана тем, что при плохих погодных условиях может произойти все, что угодно.

«Мы бы не хотели, чтобы ПАТЭС пришлось буксировать к нашему побережью в случае непредвиденной ситуации. Мы провели глобальную дипломатическую работу, чтобы ядерные материалы не буксировались вдоль нашего побережья. Россия нашла другой вариант», — отметила она.

Напомним, что новой площадкой для загрузки ПАТЭС выбран город Мурманск. Работы произойдут на ФГУП «Атомфлот», в распоряжении которого есть вся необходимая для таких работ инфраструктура. В Мурманск станцию отбуксируют через Балтийское море, мимо побережья Финляндии, Швеции, прибалтийских стран, Польши, Германии и Дании и далее вдоль побережья Норвегии.

После загрузки и испытаний ПАТЭС, ее отбуксируют вдоль северного побережья России в арктический порт Певек на Чукотке. Планируется, что она заменит Билибинскую АЭС, которую «Росатом» постепенно планирует выводить из эксплуатации.

Генеральный менеджер Объединения Bellona Нильс Бёмер (Nils Bøhmer), поддержал решение о загрузке ядерным ПАТЭС топливом в Мурманске: так удастся избежать рисков самой операции по буксировке, тем более буксировке баржи с ядерным топливом на борту.

«В Мурманске есть специалисты для проведения такой работы, а также большой опыт», — рассказал он.

Стоит отметить, что норвежские специалисты подчеркивают опыт и упор на безопасность проведения работ, которые демонстрируют их российские партнеры.

Отвечая на вопрос «Беллоны.Ру» Ингер Эйкельманн подтвердила:

«Да, мы уверены в надежности информации со стороны России в случае какого-либо инцидента. У нас налажено успешное сотрудничество между ведомствами и региональными правительствами».

Анна Киреева
Беллона

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: