«Когда четыре миллиона пожилых россиян живёт за чертой бедности, пенсионный фонд страны платит за атомную электростанцию на севере Финляндии, за которой стоит Росатом», – говорит Олег Бодров из г. Сосновый Бор под Петербургом.
Проектировка реактора, строительство, поставки урана и важная доля в финансировании. России принадлежит ведущая роль в создании АЭС, которая станет самой северной в Финляндии. Строительные работы в Пюхяйоки под Оулу уже начались. Но разрешения на строительство АЭС ещё нет.
«То, что происходит в Финляндии, вызывает ещё больше вопросов, чем поведение атомной промышленности дома в России», – говорит Олег Бодров, известный эксперт по российскому атомному комплексу. Бодров является председателем Общественного совета южного берега Финского залива – экологической организации, большинство членов которого из района Санкт-Петербурга.
«По российским законам никто не может начинать строительные работы без окончательного разрешения на строительство атомной электростанции», – объясняет Бодров, укоризненно покачивая своей головой в знак неодобрения того, что происходит в Финляндии.
Мощные грузовики уже перевозят грунт и скальную породу на площадке у берега Финского залива, где компания «Fennovoima» планирует построить АЭС. Возводятся здания. Как уже сообщалось, Управление радиационной и ядерной безопасности Финляндии STUK задерживает разрешение, которое, скорее всего, не будет готово до конца 2018 года.
Проект атомной электростанции вызывает множество вопросов в Финляндии.
«Деньги наших пенсионеров»
Некоторая часть финансирования АЭС, в которой на долю дочерней компании российского государственного Росатома «RAOS Voima» приходится 34%, берётся из Фонда национального благосостояния.
«Они играют с деньгами наших пенсионеров», – говорит Олег Бодров.
Эти суммы, считает он, находятся под большим риском: «Атомная электростанция в Финляндии никоим образом не окупится для России. Все прогнозы на будущее показывают, что альтернативная энергетика будет вырабатывать более дешёвую электроэнергию, чем ядерные реакторы».
Олег Бодров, живущий в закрытом городе Сосновый Бор, обладает знаниями из первых рук. На протяжении десятилетий он отслеживал происходящее на Ленинградской АЭС. Через несколько недель будет сдан в эксплуатацию новый реактор ВВЭР-1200. Этот реактор аналогичен тому, который будут строить на севере Финляндии.
В России нет прозрачности
«Российская атомная промышленность – закрытое общество. В ней заняты тысячи людей, живущих часто в закрытых городах, где недостаёт прозрачности в финансировании и технологии, – объясняет Бодров. – Сегодня Россия экспортирует свой проект новейшего и крупнейшего реактора за границу. Только чтобы поддержать своё собственное сообщество сотрудников атомной отрасли».
«Сегодня в России около четырёх миллионов пенсионеров находятся за чертой бедности. Им необходимы деньги, а не субсидирование атомной промышленности в других странах».
В «Fennovoima» сообщают, что строительство АЭС как таковой начнётся в 2019 году, а её коммерческая эксплуатация – в 2024-м.
Как сказал ранее в разговоре с Barents Observer’ом представитель компании, расходы на строительство составят 6,5-7 млрд евро. АЭС будет вырабатывать электроэнергию по цене 50 евро за МВтч, которая, по информации компании, со временем должна будет снизиться.
Поскольку АЭС будет поставлять электроэнергию своим собственникам, проект будет приносить выгоду на протяжении планового 60-летнего срока эксплуатации, заверили в «Fennovoima».
Акционеры меняются
«Fennovoima» будет поставлять электроэнергию по себестоимости владельцам проекта пропорционально их долям. Владельцы, однако, меняются. В начале января региональная ежедневная газета «Vasabladet» сообщила, что г. Хельсинки и «Vanda Energy» рассматривают вопрос о выходе из «Fennovoima». «Vanda Energy» принадлежит 5% «Fennovoima» и 7% «Voimaosakeyhtiö», одного из крупнейших акционеров «Fennovoima».
Российский Фонд национального благосостояния обещал «Fennovoima» инвестиции в размере 150 млрд рублей (2,1 млрд евро), но на сегодня, по информации «Коммерсанта», переведено только 800 млн. евро. Кроме того, Росатом пытается привлечь дополнительное внешнее финансирование. Совкомбанк готов предоставить проекту кредит на 500 млн евро, пишет газета.
Вторичный уран с Кольского полуострова
Урановое топливо для реактора будет поставлять также Росатом.
В приложении к заявке на строительство «Fennovoima» сообщает, что остановила свой выбор на переработанном урановом топливе на первые годы эксплуатации АЭС.
Это уран, извлечённый из ядерного топлива, ранее выгруженного из реактора. Сегодня в России имеется одно предприятие по переработке – ПО «Маяк» на Южном Урале. Здесь перерабатывается всё отработавшее топливо с военных атомных подводных лодок и гражданских атомных ледоколов, базирующихся на Кольском полуострове, а также топливо из реакторов ВВЭР-440.
Олег Бодров предупреждает финское правительство об этой сделке и говорит, что Финлнядия должна более пристально изучить, как работает перерабатывающая промышленность в России.
«Переработка топлива с подводных лодок и ледоколов с Кольского полуострова даёт большое количество ядерных отходов. Часть отходов жидкая, и с «Маяка» утечка может попасть в речную систему, связанную с рекой Обью и далее с речным водотоком достичь Арктики. Обь впадет в Карское море.
«Строительство АЭС в Пюхяйоки в Финляндии – плохая идея не только в социально-экономическом смысле. Это ещё и экологический риск – в Финляндии, России и Арктике», – говорит Олег Бодров.
Российская организация Бодрова вместе с норвежскими «Друзьями Земли» и финским «Гринписом» в настоящее время работает над проектом популяризации сотрудничества с сфере возобновляемой энергетики через границы между Россией и северными странами.
Олег Бодров
The Independed Barents Observer