Мы умрем, а они наживутся

Доходы от нелегальных свалок достигают сотен миллионов рублей. Тонны мусора свозят к юго-западной окраине Петербурга, но, кажется, никому нет до этого дела.

Производственная зона «Горелово» у юго-западной окраины Петербурга создавалась как идеальная площадка для развития бизнеса. На 200 гектарах земли на территории Ломоносовского района Ленобласти правительство 47 региона задумало создать многофункциональный производственный кластер, в рамках которого могли бы развиваться логистические и производственные предприятия, объекты общественно-делового назначения и обслуживания. Для инвестора хотели создать всю необходимую инфраструктуру: энергосети, системы водоснабжения и водоотведения, дороги.

За прошедшие десять лет проект в принципе показал свою жизнеспособность. Однако в последние годы ситуация получила неожиданный крен: «Горелово» буквально на глазах начало тонуть в отходах.

«Территория промзоны уникальна в своем расположении, — гласит рекламная статья Агентства „Горелово индустриальная зона“. — Совсем рядом — город Санкт-Петербург и отличное транспортное сообщение. Непосредственная близость к аэропорту „Пулково“, кольцевой автодороге и морскому порту — ощутимые „козыри“ нашей территории».

Удобство географического положения давно оценил целый ряд крупных инвесторов. Одной из первых свои корпуса возвела табачная фабрика «Филип Моррис Ижора», затем крупнейшая на Северо-Западе кондитерская компания «Любимый край», один из гигантов полиграфического рынка — фирма «Полиграфоформление» и другие.

Но есть одна проблема. Каждую ночь Волхонское шоссе оживает. Сюда съезжаются груженые под завязку многотоннажные грузовики. Они занимают место в очереди, а затем один за другим ныряют с дороги на разгрузку. Отходы сгружают в отведенных местах под присмотром «регулировщиков». Последние не только указывают место разгрузки, но и принимают от водителей плату за «размещение». Описанная схема нелегальна и по своей сути преступна. Такса за разгрузку машины у теневиков — 4-5 тыс. рублей.

«Сколько машин в сутки сгружаются в „Горелово“, точно не знает никто, — говорит председатель Межрегиональной экологической общественной организации „Зеленый Фронт“ Сергей Виноградов. — Но, скорее всего, речь идет о сотнях мусоровозов».

Экоактивисты уже давно наблюдают за мусорной интервенцией в промзону. У Сергея Виноградова даже составлена карта основных мест скопления несанкционированных свалок.

«Самая крупная и наглая разрастается на Волхонском шоссе, 33, возле складского комплекса „Хома“, — рассказывает Виноградов. — Преимущественно именно сюда и направляются „ночные мотыльки“. Ее площадь порядка 12 га, а высота достигает 3-5 метров. Тело свалки — слоеный пирог из бытовых и строительных отходов. Струящиеся из нее ядовитые ручьи попадают в реку Большая Койровка, на берегу которой она и находится».

По некоторым оценкам, на этой свалке скопилось более 250 тыс. тонн отходов. А теперь самый приблизительный подсчет: мусор привезли около 25 тыс. грузовиков. Каждый заплатил по 4 тыс. рублей. Итого хозяева, приглашающие просто разгрузиться, заработали 100 млн рублей. Отметим: часть свалки приходится на муниципальные земли, другая — на частные.

Обнаружили экологии в промзоне и выведенную кем-то из-под земли трубу диаметром полтора метра, из которой несколько месяцев кряду шли зловонные потоки канализационных стоков, заливая вокруг десятки гектаров. Всего в списках Виноградова числится восемь загаженных отходами пятен общей площадью до 50 гектаров. То есть почти четверть территории «опережающего роста» сегодня погребена под отходами или отравлена ими.

Свою роль сыграла находящаяся по соседству, на другой стороне Волхонского шоссе, свалка Волхонка. На крупнейшем в Северной столице полигоне ТБО «Южный» — так раньше она называлась — накоплено более 100 млн тонн отходов. В 2013 году свалку официально закрыли. По суду. Из-за хронической безграмотности и технологических нарушений она постоянно горела, а задыхающееся в ядовитых дымах население заваливало жалобами все возможные инстанции.

Но, как оказалось, относиться к решению суда можно «философски» — на свалку до сих пор продолжают везти отходы.

«Все, что происходит сейчас на „Волхонке“, незаконно! — цитирует АиФ Сергея Виноградова. — … Мы не раз выезжали на место и видели мусоровозы. При этом у компании никаких разрешающих документов на размещение твердых отходов, проекта рекультивации. Размещение мусора на „Волхонке“ — преступление! Если срочно не остановить эту незаконную деятельность, скоро там снова начнутся пожары и экологическое бедствие!»

«В сутки на Волхонке разгружается от 100 до 200 большегрузных машин, — рассказывает руководитель Экологической лаборатории общественного контроля Ленинградской области Сергей Грибалев. — Водитель мусоровоза получает от сдатчика отходов в среднем 8 тыс. рублей, а за разгрузку на свалке платит 4-5 тысяч. То есть за сутки мусорная мафия может разжиться на полмиллиона рублей».

По словам Грибалева, который 15 лет проработал в комитете экологического надзора Ленинградской области, у властей уже были планы привести свалку в порядок. Эксперт отметил, что свалочные газы несложно собрать через систему рекуперации и пустить на выработку тепла или электроэнергии: «Такой проект выдвинул четыре года назад генеральный директор Управляющей компании по обращению с отходами в Ленинградской области Андрей Боганьков. Он заявил, что готов превратить свалку в систему зеленых, живописных холмов, где население могло бы отдыхать и заниматься самыми разными видами спорта. Но при этом планировал еще и получать с нее прибыль. Дивиденды должны были приносить продаваемые энергосетям, полученные из метана киловатты. У областного правительства на данный проект автор не попросил ни копейки».

Росбалт

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: